Страничка библиотекаря

 

 Школьная  библиотека

  «Школа – это, прежде всего, книга,

 

а воспитание – прежде всего слова,

книги и живые человеческие отношения»

                                                              А.И. Герцен

Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека. Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе – главная проблема современности, поэтому главным направлением работы школьной библиотеки, как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно – воспитательном процессе.

Школьная библиотека является центром нашего образовательного учреждения. Она функционирует как традиционная библиотека.

Главной задачей школьной библиотеки является оказание помощи учащимся и учителям в учебном процессе.

Задачи библиотеки:
1. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору, активной гражданской позиции.
2. Совершенствование идеологической и идейно-воспитательной работы.
3. Способствовать привитию навыков здорового образа жизни.
4. Прививать любовь к книге, чтению: «Человек читающий – человек успешный».
5. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

  1. Оказание методической консультационной помощи педагогам, учащимся, родителям в получении информации из библиотеки.
    2. Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения.
    3. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики.
    4. Формирование, комплектование и сохранность фонда.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ

  1. Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
    2. Культурная – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.

 

Библиотека находится в здании школы и занимает  помещение площадью 50 кв2. Имеет абонемент для младших и старших школьников. Читальный зал совмещен с абонементом, оборудован столами для читателей, стульями, книжными стеллажами, книжными шкафами и полками. Библиотека оснащена компьютером.

Моя профессия – школьный библиотекарь

Да кто же он такой библиотекарь?

Чудак, Фанатик? Странный человек?

Всегда серьезный и дотошный лекарь

Старинных книг и пухлых картотек!

Вы так решили, опуская лица

В тяжелый, надоевший полке тем,

А мне, скажу во век не надивиться

Его святым, бесхитростным трудом!

 

Заведует школьной библиотекой – Яицкая Надежда Васильевна. Она активно работает по привитию у детей любви к книге, чтению, по расширению кругозора, воспитанию бережного отношения ко всем видам печатной продукции.

 

Режим  работы библиотеки:

с 8.00 ч.  до 16.00 ч.

Выходной день – среда, воскресенье

Последний день месяца – санитарный день

 

Локальные акты, регламентирующие  работу библиотеки: 

–Положение о библиотеке

– Положение о библиотечном фонде;

– Должностные инструкции работников библиотеки;

– Паспорт библиотеки.

– Анализ библиотеки за 2023/2024 уч.г.

Правила пользования библиотекой ОУ

  1. Заходя в библиотеку поздоровайся со всеми
  2. Прочитанную  книгу не бросай, а аккуратно положи на стол
  3. Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
  4. Выбирая новую книгу всё делай аккуратно, книги не разбрасывай.
  5. В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.
  6. Книги  сдавай вовремя, не позднее 14 дней.
  7. С книгами обращайся аккуратно.
  8. Уходя, обязательно попрощайся

Правила обращения с книгой

  1. Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет.
  2. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.
  3. Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.
  4. Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
  5. Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.
  6. Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.
  7. Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.
  8. С книгами обращайся аккуратно.

Читатели обязаны:

  • соблюдать правила пользования библиотекой;
  • бережно относиться к произведениям печати, полученным из фондов библиотеки (т.е. не делать в них пометок, подчеркивании, не вырывать, не загибать страницы);
  • возвращать их в установленные сроки, не выносить из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре;
  • при получении произведений печати читатель должен тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки;
  • не нарушать порядок расстановки литературы в фонде открытого доступа;
  • соблюдать в библиотеке тишину и порядок работы, не вносить большие портфели и сумки в помещение библиотеки;
  • при выбытии из школы вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания и другие документы;
  • личное дело выдается выбывающим учащимся только после возвращения литературы, взятой на абонементе библиотеки, выбывающие сотрудники школы отмечают в библиотеке свой обходной лист.
  • при утрате и неумышленной порче изданий и других документов заменить их такими же, либо копиями или изданиями, признанными библиотекой равноценными.
  • стоимость утраченных, испорченных произведений печати определяется библиотечным работником по ценам, указанным в учебных документах библиотеки, с применением коэффициентов по переоценке библиотечных фондов.
  • при нарушении сроков пользования книгами и другими документами без уважительных причин к читателям в установленном порядке могут быть применены административные санкции

Документы учета и контроля:

– Книга суммарного учета основного фонда;

– Инвентарные  книги;

– Журнал учета книг, принятых взамен утерянных;

– Журнал учета изданий, не подлежащих инвентарному учету;

– Книга суммарного учета учебников;

– Журнал выдачи учебников по классам;

– Дневник работы школьной библиотеки;

– Папка с копиями накладных и счетов;

– Акты списания.

 

Библиотека работает по плану, утвержденному директором школы.

Учащиеся пользуются учебной литературой, имеют возможность посещать читальный зал, где готовятся к занятиям, собирают материал для рефератов и сообщений, читают энциклопедии и журналы.

В течение года с учащимися проводятся библиотечно-библиографические занятия с целью – научить самостоятельно и правильно работать с книгой, периодическими изданиями, познакомить со справочной литературой и научить ею пользоваться.

Историко-литературные даты – неотъемлемая часть библиотечной работы. Надежда Васильевна знакомит читателей с имеющимися изданиями по различным темам, регулярно меняет красочные выставки к юбилейным датам поэтов и писателей, к историческим датам, что привлекает внимание учащихся и учителей к деятельности  и фонду библиотеки.

В библиотеке работает «Книжкина больница»

Как и в больнице, главный врач – библиотекарь, а дети – медсестры и медбратья. Ребята с большим удовольствием «лечат» немало книжек. Дети научились заново подклеивать оторванные книжные странички, менять испорченную обложку, а где возможно, подклеить.

Книга –  надежный, верный друг – всегда ждет Вас в школьной  библиотеке!

Экскурсия по библиотеке

Ежегодно проводится для первоклассников. Они знакомятся с библиотекой и правилами пользования книгой.

 

Родительский лекторий   

Что вы делаете для того, чтобы отвлечь своих детей от компьютера и привлечь к книге?

 Ребёнку нужно как можно чаще читать стихи – Пушкина, Есенина, Шекспира, кого хотите. Оказывается, стихотворный ритм развивает мозг маленького человечка. И в дальнейшем это так глубоко усваивается, что он потом обязательно будет читать книги и любить их. Такая методика срабатывает.

И ещё совет: нужно обязательно каждый день читать ребёнку книги, например на ночь. Это не просто совместное времяпрепровождение. В такие минуты формируется связь родителя с ребёнком. Кроме того, во время такого общения вы передаёте ребёнку свои знания. Надо помнить, что в первую очередь любовь к книге прививают родители, бабушки и дедушки.

Чтобы ребёнок читал, надо чтобы он вырос среди книг.

   Из материалов Международной конференции «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» (Крым, 2010)

Списки рекомендуемых произведений для изучения обучающимися в пределах ФГОС составленные научной педагогической библиотекой им. К.Д. Ушинского (Рекомендательный указатель)

 

Почему ребёнок не любит читать?

 

Речевые трудности

Ученик попал в замкнутый круг: его утомляет чтение длинных текстов, он понимает не все слова и выражения. Но для того чтобы решить эти проблемы, нужно больше читать. Подберите ему интересные тексты, небольшие по объёму и простые по содержанию, которые он мог бы читать вслух, пока вы занимаетесь домашними делами. Не будьте пассивным слушателем! Уточняйте значение слов, ненавязчиво задавайте вопросы по тексту, просите напомнить начало, ссылаясь на забывчивость. Продолжайте читать ребёнку перед сном, чтобы он чаще слышал образец правильного чтения.

 

Скучные книжки

Похоже, школьнику не попалась в руки книжка, от которой сложно оторваться. Помогите найти именно такую! Следуйте за интересами ребёнка. Возможно, такой книгой окажется детектив или справочник съедобных грибов – главное, чтобы проснулся интерес к чтению. Не ограничивайтесь школьной программой,  не заставляйте читать «обязательные» книжки, если ребёнку хочется что-то другое. Чем больше он будет читать, тем быстрее сформируется потребность в этом занятии. Когда минует период «запойного чтения», можно работать над литературным вкусом.

 

Давление взрослых

Обратите внимание, когда и каким тоном вы предлагаете читать. Не отрывайте школьника от игры или другого интересного занятия – дождитесь, пока он закончит. Воздержитесь от нравоучений и угроз, например: «Если не будешь много читать, с тобой будет не о чем разговаривать!» Постарайтесь создать вокруг чтения положительный эмоциональный фон. Отправьтесь вместе в книжный магазин и предложите выбрать книгу. Хвалите ребёнка каждый раз, когда видите, что он читает. Как бы трудно ни было уговаривать, не забывайте, что насильно мил не будешь.

 

К 75-летию победы в Великой Отечественной войне

Правила поведения в школе и на улице

Интернет-безопасность для младших школьников

Безопасность дома

Правила безопасности

Список рекомендуемой литературы о Великой Отечественной войне

“Наркомания-знак беды”(внеклассное мероприятие)

Из чего делают книги

Библиотечный эрудит

Книги для чтения. О войне.

Библиотечный урок “Первая встреча”

 

Ссылки информационно-образовательных ресурсов

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Министерство просвещения Российской федерации

Федеральный портал “Российское образование”

“Единое окно доступа к образовательным ресурсам”

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Портал Призидентской Библиотеки имени Б.Н.Ельцина

 

Мировая  цифровая библиотека

https://academikstar.blogspot.com/2019/05/online-libraries-40-best-free-digital-libraries.html

 

40 лучших бесплатных электронных библиотек

https://www.wdl.org/ru/

 

­­­­­­­­­­­­­­­­­­Национальная электронная библиотека

https://rusneb.ru/

Документы

Положение о школьной библиотеке.
Положение о школьном библиотечном фонде
Должностная инструкция школьного библиотекаря.