О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах
Об учебном плане
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "СОШ с.Мескер-Юрт" (далее – ООП ООО, школа) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"от 21 декабря 2012 года № 273-ФЗ, приказа Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», (далее — ФГОС ООО 2021 года), Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения от 18.05. 2023 №370, Уставом школы, с учётом ФГОС ООО-2021 и ФОП ООО утвержденной приказом Минпросвещения РФ от 18.05.2023 года №370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования".
Данная ООП ООО определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования в школе в рамках урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2021 года и ФОП ООО.
Основная образовательная программа основного общего образования является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность МБОУ "СОШ с.Мескер-Юрт" (далее – школа, образовательная организация) в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС СОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. Основное общее образование является необходимым обязательным уровнем образования.
Целями реализации ООП ООО являются:
- организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов основного общего образования, отражённых в ФГОС ООО;
- создание условий для становления и формирования личности обучающегося;
- организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей реализации ООП ООО предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;
- обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения ООП ООО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
- организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение
их безопасности.
Основная образовательная программа основного образования утверждается приказом директора школы, изменения/ дополнения в настоящую программу вносятся в случае необходимости отдельным приказом в соответствии с правилами делопроизводства в МБОУ ""СОШ с.Мескер-Юрт"
В основе разработки основной образовательной программы основного общего образования лежат следующие принципы и подходы:
- принцип учёта ФГОС ООО: ООП ООО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС ООО к целям, содержанию, планируемым результатам
и условиям обучения на уровне основного общего образования;
- принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной организации ООП ООО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
- принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: ООП ООО обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
- принцип индивидуализации обучения: ООП ООО предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
- системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию
на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- принцип учета индивидуальных возрастных, психологических
и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых учебных предметов;
- принцип интеграции обучения и воспитания: ООП ООО предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;
- принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий.
Механизмы реализации ООП ООО:
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательной программой самостоятельно, без привлечения сторонних организаций в рамках сетевого взаимодействия.
При реализации образовательной программы могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Вопросы организации и реализации ООП при помощи дистанционных образовательных технологий и электронного обучения прописаны в соответствующем локальном акте, который является приложением к ООП.
Программа основного общего образования реализуется через организацию образовательной деятельности (урочной и внеурочной) в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно эпидемиологическими требованиями.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы основного общего образования. Подробный механизм обучения по ИУП представлен в локальном акте образовательной организации, регламентирующем порядок обучения по индивидуальному учебному плану.
Региональные, национальные и этнокультурные особенности народов РФ учтены при разработке учебного плана и плана внеурочной деятельности. В частности, уроки родного (чеченского) языка, а также темы в учебных предметах и курсах внеурочной деятельности предметов и предметных областей «География», «История», «Обществознание», «Русский язык», «Литература», «ОДНКНР» и др. Рабочая программа воспитания также содержит разделы, направленные на предоставление обучающимся исторического, социального опыта поколений россиян, основ духовно-нравственных культур народов Российской Федерации, общероссийской светской этики.
Основная образовательная программа формируется с учетом особенностей развития детей соответствующего возраста.
Общая характеристика основной образовательной программы
В соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Основная образовательная программа основного общего образования соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №287 и Федеральной образовательной программе основного общего образования утвержденной приказом Министерства просвещения от 18 мая 2023 года №370, включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. Структура ООП соответствует требованиям ФГОС ООО, включает в себя следующие документы:
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего образования,
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования.
2. Содержательный раздел
2.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей,
2.2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся,
2.3. Рабочая программа воспитания,
2.4. (1) В соответствии с пунктом 32 ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 №287 программа коррекционной работы разрабатывается при зачислении в организацию обучающегося с ОВЗ,
2.4 (2) Дополнительно разработана программа коррекционной работы для обучающихся с трудностями в обучении и социализации.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план,
3.2. План внеурочной деятельности,
3.3. Календарный учебный график,
3.4. Календарный план воспитательной работы,
3.5. Характеристика условий реализации программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Реализация ООП ООО обеспечивает право каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Программа разработана и реализуется педагогическим коллективом образовательной организации. При реализации программы используются педагогически обоснованные формы, средства, методы обучения и воспитания. Каждый педагог имеет право на их выбор, а также имеет право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения, и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
Обучение по образовательной программе реализуется с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Обучение в образовательной организации при реализации данной образовательной программы организовано по 5-дневной учебной неделе.
Общий объем аудиторной нагрузки определяется учебным планом, часы внеурочной деятельности не входят в аудиторную нагрузку. Объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы основного общего образования определяется планом внеурочной деятельности.
Форма обучения | Очная |
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой |
Русский язык Литература Родной язык (чеченский) Родная литература (чеченская литература) Иностранный язык (английский язык) История России. Всеобщая история Обществознание География Математика Алгебра Геометрия Информатика Физика Биология Химия Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности |
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой |
В рамках основных образовательных программ основного общего образования, реализуемых в гимназии предусмотрены и проводятся общественно-полезные практики в рамках внеурочной деятельности различной направленности (волонтерских, социальных, благотворительных, патриотических и т.п.). |
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
При реализации ООП ООО, реализуемых в школе использование дистанционных образовательных технологий, предусмотрено Положением школы об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Учителями-предметниками в учебном процессе активно используются цифровые образовательные ресурсы: Республикин дешаран интернет-портал «Урок.95»; Российская электронная школа (РЭШ); Московская электронная школа (МЭШ); Профориентационный портал «Билет в будущее»; Сервис «Яндекс. Учебник»; Сдам ГИА.ру ( Решу ОГЭ.ру); Моя школа онлайн и др. |
О календарно-учебном графике
Пояснительная записка
к разработке календарного учебного графика
на 2024-25 учебный год
Календарный учебный график реализации образовательной программы составлен в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Постановлением Правительства РФ №556 от 30.04.2024г. «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г., №286 (с изменениями и дополнениями на 01.09.2024г. (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №31 от 22.01.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования»);
- Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения от 18.05. 2023 №372 (с изменениями и дополнениями на 01.09.2024 (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №171 от 19.03.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»).
Начальное общее образование
1. Календарные периоды учебного года
1.1. Дата начала учебного года: 2 сентября 2024 года.
1.2. Дата окончания учебного года (2–4-е классы): 30 мая 2025 года.
1.3. Дата окончания учебного года (1-й класс): 24 мая 2025 года.
1.4. Продолжительность учебного года:
– 2–4-е классы – 34 недели;
– 1-й класс – 33 недели.
Продолжительность учебного года во 2-4 классах предусмотрена на 34 учебные недели. Последняя 34-я неделя учебного года, с 26 мая по 30 мая 2025 года, в целях обеспечения достижения планируемых результатов освоения ООП НОО согласно требованиям, обновленного ФГОС НОО, посвящена мероприятиям муниципального проекта «MetaSkillX: Развитие вне школы», направленного на развитие метапредметных навыков и функциональной грамотности обучающихся через использование городской образовательной среды.
На основании п.3. Постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 г. N 1678 «Об утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» реализация образовательных программ или их частей в образовательной организации может осуществляться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, разрабатываемых самостоятельно в соответствии с частями 10 и 11 статьи 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
На основании п. 4. При применении электронного обучения организуется как отложенное во времени, так и в режиме реального времени взаимодействие обучающегося с педагогическим работником посредством использования баз данных, цифровых образовательных сервисов, информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, при котором обучающийся самостоятельно выполняет задания в порядке, определенном педагогическим работником в том числе для осуществления контроля усвоения материала, в целях освоения обучающимся учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.
1 триместр |
№ п/п календарных недель |
Пн. |
Вт. |
Ср. |
Чт. |
Пт. |
Сб. |
1 неделя |
02.09.2024 |
03.09.2024 |
04.09.2024 |
05.09.2024 |
06.09.2024 |
25дн. |
|
2 неделя |
09.09.2024 |
10.09.2024 |
11.09.2024 |
12.09.2024 |
13.09.2024 |
|
|
3 неделя |
16.09.2024 |
17.09.2024 |
18.09.2024 |
19.09.2024 |
20.09.2024 |
|
|
4 неделя |
23.09.2024 |
24.09.2024 |
25.09.2024 |
26.09.2024 |
27.09.2024 |
|
|
5 неделя |
30.09.2024 |
01.10.2024 |
02.10.2024 |
03.10.2024 |
04.10.2024 |
|
|
Каникулы |
07.10.2024 |
08.10.2024 |
09.10.2024 |
10.10.2024 |
11.10.2024 |
7 дней |
|
6 неделя |
14.10.2024 |
15.10.2024 |
16.10.2024 |
17.10.2024 |
18.10.2024 |
25дн. |
|
7 неделя |
21.10.2024 |
22.10.2024 |
23.10.2024 |
24.10.2024 |
25.10.2024 |
|
|
8 неделя |
28.10.2024 |
29.10.2024 |
30.10.2024 |
31.10.2024 |
01.11.2024 |
|
|
9 неделя |
04.11.2024 |
05.11.2024 |
06.11.2024 |
07.11.2024 |
08.11.2024 |
|
|
10 неделя |
11.11.2024 |
12.11.2024 |
13.11.2024 |
14.11.2024 |
15.11.2024 |
16.11.2024* |
|
Каникулы |
18.11.2024 |
19.11.2024 |
20.11.2024 |
21.11.2024 |
22.11.2024 |
7 дней |
|
11 неделя |
25.11.2024 |
26.11.2024 |
27.11.2024 |
28.11.2024 |
29.11.2024 |
25дн. |
|
12 неделя |
02.12.2024 |
03.12.2024 |
04.12.2024 |
05.12.2024 |
06.12.2024 |
|
|
13 неделя |
09.12.2024 |
10.12.2024 |
11.12.2024 |
12.12.2024 |
13.12.2024 |
|
|
14 неделя |
16.12.2024 |
17.12.2024 |
18.12.2024 |
19.12.2024 |
20.12.2024 |
|
|
15 неделя |
23.12.2024 |
24.12.2024 |
25.12.2024 |
26.12.2024 |
27.12.2024 |
|
|
Каникулы |
30.12.2024 |
31.12.2024 |
01.01.2025 |
02.01.2025 |
03.01.2025 |
|
|
|
06.01.2025 |
07.01.2025 |
08.01.2025 |
|
|
10 дней |
|
16 неделя |
- |
- |
- |
09.01.2025 |
10.01.2025 |
11.01.2025* |
|
17 неделя |
13.01.2025 |
14.01.2025 |
15.01.2025 |
16.01.2025 |
17.01.2025 |
30дн. |
|
18 неделя |
20.01.2025 |
21.01.2025 |
22.01.2025 |
23.01.2025 |
24.01.2025 |
25.01.2025* |
|
19 неделя |
27.01.2025 |
28.01.2025 |
29.01.2025 |
30.01.2025 |
31.01.2025 |
|
|
20 неделя |
03.02.2025 |
04.02.2025 |
05.02.2025 |
06.02.2025 |
07.02.2025 |
|
|
21 неделя |
10.02.2025 |
11.02.2025 |
12.02.2025 |
13.02.2025 |
14.02.25 |
15.02.2025* |
|
Каникулы |
17.02.2025 |
18.02.2025 |
19.02.2025 |
20.02.2025 |
21.02.2025 |
7 дней |
|
3 триместр |
22 неделя |
24.02.2025 |
25.02.2025 |
26.02.2025 |
27.02.2025 |
28.02.2025 |
26дн. |
23 неделя |
03.03.2025 |
04.03.2025 |
05.03.2025 |
06.03.2025 |
07.03.2025 |
|
|
24 неделя |
10.03.2025 |
11.03.2025 |
12.03.2025 |
13.03.2025 |
14.03.2025 |
|
|
25 неделя |
17.03.2025 |
18.03.2025 |
19.03.2025 |
20.03.2025 |
21.03.2025 |
|
|
26 неделя |
24.03.2025 |
25.03.2025 |
26.03.2025 |
27.03.2025 |
28.03.2025 |
29.03.2025* |
|
Каникулы |
31.03.2025 |
01.04.2025 |
02.04.2025 |
03.04.2025 |
04.04.2025 |
7 дней |
|
27 неделя |
07.04.2025 |
08.04.2025 |
09.04.2025 |
10.04.2025 |
11.04.2025 |
12.04.2025* |
|
28 неделя |
14.04.2025 |
15.04.2025 |
16.04.2025 |
17.04.2025 |
18.04.2025 |
19.04.2025* |
|
29 неделя |
21.04.2025 |
22.04.2025 |
23.04.2025 |
24.04.2025 |
25.04.2025 |
26.04.2025* |
|
30 неделя |
28.04.2025 |
29.04.2025 |
30.04.2025 |
01.05.2025 |
02.05.2025 |
|
|
31 неделя |
05.05.2025 |
06.05.2025 |
07.05.2025 |
08.05.2025 |
09.05.2025 |
|
|
32 неделя |
12.05.2025 |
13.05.2025 |
14.05.2025 |
15.05.2025 |
16.05.2025 |
17.05.2025* |
|
33 неделя |
19.05.2025 |
20.05.2025 |
21.05.2025 |
22.05.2025 |
23.05.2025 |
39дн. |
|
34 неделя |
26.05.2025 |
27.05.2025 |
28.05.2025 |
29.05.2025 |
30.05.2025 |
Проект |
|
Итого кол-во учебных недель/дней |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
|
1 триместр – 10 недель (50 дней)
2 триместр – 11 недель (55 дней)
3 триместр – 13 недель (65 дней)
* 16.11.2024 занимаются по расписанию понедельника за счет 04.11.2024
* 11.01.2025 занимаются по расписанию понедельника за счет 06.01.2025
* 25.01.2025 занимаются по расписанию вторника за счет 07.01.2025
* 15.02.2025 занимаются по расписанию среды за счет 08.01.2025
* 29.03.2025 занимаются по расписанию среды за счет 16.04.2025
* 12.04.2025 занимаются по расписанию четверга за счет 01.05.2025
* 19.04.2025 занимаются по расписанию пятницы за счет 02.05.2025
* 26.04.2025 занимаются по расписанию четверга за счет 08.05.2025
17.05.2025 занимаются по расписанию пятницы за счет 09.05.2025
О методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документа
Аннотации к рабочим программам
Численность обучающихся
В организации | В каждой параллели | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетов | Всего | 1181 | 103 | 87 | 112 | 122 | 93 | 144 | 151 | 141 | 127 | 57 | 44 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет средств физического и (или) юридического лица | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Всего | Всего | 1181 | 103 | 87 | 112 | 122 | 93 | 144 | 151 | 141 | 127 | 57 | 44 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |